1. Общие положения

1.1. Согласно Федеральным нормам и правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (далее - Правила), утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, для правильного обслуживания кранов работодатель-владелец крана обязан обеспечить машинистов (далее - машинист) производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Допуск к работе машинистов должен оформляться приказом (распоряжением) работодателя.

1.2. Управление автомобильным краном КС-55713-6 «Галичанин» стрела 21,7 м может быть поручено водителю автомашины, имеющего квалификацию «Машинист крана автомобильного» после обучения его по программе по охране труда, а также по настоящей производственной инструкции для машинистов автомобильного крана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, при выполнении работ  иметь при себе соответствующие удостоверения и квалификационное свидетельство (диплом).

1.3. Выполнять обязанности машиниста крана и его помощника могут лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, подтвержденных допуском комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию, а также комиссии по предварительному и периодическому медицинскому осмотру, кроме того, машинист крана и его помощник обязаны проходить предсменный (предрейсовый) медосмотр.

1.4. Машинист, прошедший обучение и имеющий на руках удостоверение на право обслуживания и управления краном, должен знать:

  • настоящую производственную инструкцию;
  • руководство по эксплуатации крана КС-55713-6 «Галичанин» стрела 21,7 м
  • параметры и техническую характеристику крана (грузоподъемность крана указана в паспорте и руководстве по эксплуатации), устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
  • факторы, влияющие на устойчивость крана и причины потери устойчивости;
  • инструкцию по охране труда и пожарной безопасности;
  • установленный на предприятии порядок выделения и направления кранов на объекты производства работ;
  • приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;
  • инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин и специалистов, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также лиц, ответственных за безопасное производство работ подъемными сооружениями;
  • ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана;
  • установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиками;
  • безопасные способы строповки и зацепки грузов. Необходимо также уметь определять пригодность к работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс, тары);
  • установленный Правилами порядок производства работ краном вблизи линии электропередачи (ЛЭП);
  • производственные опасности.
  • требования электробезопасности в объеме III группы для электротехнического персонала.

1.5. Машинисту следует знать, что при подготовке крана к работе и в период выполнения операций по подъему и перемещению грузов краном может возникнуть ряд производственных опасностей, в т. ч. опасность, связанная:

  • с ошибочным действием персонала (слесаря, стропальщика);
  • нарушением Правил, руководства по эксплуатации крана, производственной инструкции;
  • неисправностью механизмов, электрооборудования или приборов безопасности крана;
  • травмированием людей движущимися частями и механизмами крана;
  • воздействием электрического тока;
  • отрывами канатов и падением стрел, грузозахватных органов и т. д.;
  • падением груза;
  • падением крана;
  • вращающимися частями крана (зажатие между противовесом и стеной и т. д.);
  • разрушением штабелей при складировании грузов подъемными сооружениями;
  • возникновением пожара и др.

1.6. Машинист должен уметь:

  • управлять краном при подъеме, перемещении и опускании грузов согласно руководству по его эксплуатации;
  • производить осмотр соединений, креплений узлов и механизмов, проверять исправность тормозов, устройств и приборов безопасности;
  • определять неисправности в работе крана и своевременно их устранять;
  • определять пригодность к работе стальных строповых и грузовых канатов крана;
  • правильно вести вахтенный журнал;
  • принимать и сдавать смену;
  • производить ежемесячные осмотры, техническое обслуживание и ремонт крана согласно руководству по его эксплуатации.
  • координировать действия помощника машиниста и стропальщиков.
  1. Обязанности машиниста перед началом работы

 

2.1. Прежде чем приступить к работе, машинист обязан:

  • получить задание на определенный вид работы (погрузочно-разгрузочные, монтажные, ремонтные и т. д.) от лица, ответственного за безопасное производство работ подъемными сооружениями;
  • ознакомиться с проектом производства работ подъемными сооружениями (далее - ППРк), технологической картой, нарядом-допуском, записями в вахтенном журнале.

2.2. Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных машин выполняются по технологическим картам, проектам производства работ в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

 

Рисунок 1 КС-55713-6 «Галичанин» стрела 21,7 м

Таблица 2 Технические характеристики КС-55713-6

Параметр

Значение

Максимальный грузовой момент, т.м

80

Грузоподьемность максимальная, т/вылет, м

25/3,2

Длина стрелы, м

9,7 - 21,7

Длина гуська, м

9

Максимальная высота подьема крюка, м

 

- с основной стрелой 21,7 м

21,9

- с основной стрелой 21,7 м и гуськом 9 м

30,0

Макс. глубина опускания крюка стрелой 9,7 м на вылете 5,0 м, м

12

Масса груза, при которой допускается выдвижение секций стрелы, т

4,0

Скорость подъема-опускания груза, м/мин

 

- номинальная (с грузом массой до 25,0 т)

5

- увеличенная (с грузом массой до 6,0 т)

12

- максимальная (кратность полиспаста 1)

96

Скорость посадки груза, м/мин

не более 0,3

Частота вращения поворотной части, об/мин

от 0,15 до 1,4

Скорость передвижения крана своим ходом, км/ч

до 80

Размер опорного контура вдоль х поперек оси шасси, м

 

- при выдвинутых балках выносных опор

4,2 х 5,6

- при втянутых балках выносных опор

4,2 х 2,28

Масса крана в транспортном положении, т

23,0

Колесная формула базового автомобиля

6 х 4

Двигатель базового автомобиля:

дизельный

- модель

ЯМЗ-236БЕ

- мощность, л.с

250

Габариты крана в транспортном положении, м (длина х ширина х высота)

12 х 2,5 х 3,8

Температура эксплуатации, град. С

от -40 до +40

 

2.3. Машинист обязан произвести приемку крана (рисунок 1), ознакомиться с техническими параметрами (таблица 1).

 

При этом он должен:

  • осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т. п.), а также металлоконструкцию и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
  • осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
  • проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
  • проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
  • осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
  • осмотреть крюк и его крепление в обойме, грейфер, а также цепи и кольца его подвески;
  • проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов), стабилизаторов;
  • проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя наклона крана, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.);
  • проверить наличие и исправность освещения крана, буферных фонарей и фар;
  • при приемке крана с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях.

2.4. Машинист обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

2.5. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах. Для осмотра крана владелец обязан выделить машинисту в начале смены необходимое время.

2.6. После осмотра крана перед его пуском в работу машинист обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:

  • механизмов крана (подъема и опускания стрелы, груза и др.);
  • приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране;
  • тормозов;
  • гидросистемы (на кранах с гидроприводом).

2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемными сооружениями.

2.8. Машинист не должен приступать к работе на кране, если имеются следующие неисправности:

  • трещины или деформации в металлоконструкции крана;
  • трещины в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т. п.);
  • отсутствуют шплинты и ранее имевшиеся зажимы в местах крепления канатов или ослаблены крепления;
  • число обрывов проволочек стрелового или грузового каната или поверхностный износ, другие дефекты превышают нормы, установленные руководством по эксплуатации крана;
  • дефекты механизма подъема груза или механизма подъема стрелы, угрожающие безопасности работы;
  • повреждения деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы;
  • износ крюков в зеве, превышающий 10% первоначальной высоты сечения, неисправность устройства, замыкающего зев крюка, нарушение крепления крюка в обойме;
  • повреждение или неукомплектованность дополнительных опор, неисправность стабилизаторов у автомобильных и других кранов с подрессоренной ходовой частью;
  • отсутствует ограждение механизмов и голых токоведущих частей электрооборудования;
  • повреждены канатные блоки и устройства, исключающие выход из ручьев блока.

2.9. После проверки технического состояния крана машинист обязан проверить условия установки крана на участке работ в соответствии с ППРк, руководством по эксплуатации и другими технологическими регламентами.

При этом необходимо:

  • проверить состояние площадки для установки крана;
  • убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 м;
  • получить наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи;
  • проверить достаточность освещенности рабочей зоны.

2.10. Установка кранов должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать краны для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим допустимый для данного крана согласно инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя, не разрешается.

2.11. Машинист обязан устанавливать кран на все дополнительные опоры во всех случаях, когда такая установка требуется по паспортной характеристике крана. При этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана.

Подкладывать под дополнительные опоры случайные предметы не разрешается.

2.12. Запрещается нахождение машиниста в кабине при установке крана на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.

2.13. Устанавливать краны следует так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м.

2.14. Установка крана на краю откоса котлована (канавы) допускается при условии соблюдения расстояний от основания откоса до ближайшей опоры крана не менее, указанных в таблице. При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен. Условия установки крана откоса котлована (канавы) должны быть указаны в ППРк.

 

 

Таблица 3  Минимальное расстояние от основания откоса котлована (канавы) до ближайшей опоры крана при ненасыпном грунте, м

Глубина котлована (канавы), м

Грунт

песчаный и гравийный

супесчаный

суглинистый

глинистый

лессовый сухой

1

1,5

1,25

1,0

1,0

1,0

2

3,0

2,4

2,0

1,5

2,0

3

4,0

3,6

3,25

1,75

2,5

4

5,0

4,4

4,0

3,0

3,0

5

6,0

5,3

4,75

3,5

3,5

 

2.15. После осмотра крана и проверки установки его на участке работ машинист обязан сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и получить разрешение на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ подъемными сооружениями.

 

  1. Обязанности машиниста во время работы крана

 

3.1. При работе крана машинист должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации предприятия-изготовителя, и настоящей производственной инструкцией.

При выполнении крановых операций с грузом машинист должен руководствоваться показаниями контрольно-измерительных приборов, установленных в кабине, и таблицей грузовых характеристик крана.

3.2. Машинист во время работы механизмов крана не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

3.3. При наличии на кране стажеров ни один из них не должен отходить от крана даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране.

При необходимости ухода с крана машинист обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана, и убрать ключ зажигания.

При отсутствии машиниста стажеру и другим лицам управлять краном не разрешается.

3.4. Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.

3.5. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, машинист обязан убедиться в том, что стажер находится в безопасном месте, а в зоне работы крана нет посторонних людей.

3.6. Если в работе механизмов крана был перерыв, то перед их включением машинист обязан дать предупредительный сигнал.

3.7. Передвижение крана под линией электропередачи должно производиться при опущенной стреле (в транспортном положении).

3.8. Во время перемещения крана с грузом положение стрелы и грузоподъемность крана следует устанавливать в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана. При отсутствии таких указаний, а также при перемещении крана без груза стрела должна устанавливаться по направлению движения. Производить одновременно перемещение крана и поворот стрелы не разрешается.

3.9. Машинист должен работать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ подъемными сооружениями:

  • при загрузке и разгрузке полувагонов;
  • при перемещении груза несколькими подъемными сооружениями;
  • вблизи линии электропередачи;
  • при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;
  • при перемещении груза, на который не разработана схема строповки;
  • в других случаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами.

3.10. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается.

В отдельных случаях может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, где находятся люди, после разработки мероприятий (по согласованию с органом Ростехнадзора), обеспечивающих безопасное выполнение работ, и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ подъемными сооружениями.

3.11. Совместная работа по перемещению груза двумя или несколькими подъемными сооружениями может быть допущена лишь в отдельных случаях и должна осуществляться в соответствии с технологической картой, в которой должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержаться требования к подготовке площадки и другие указания по безопасному перемещению груза.

3.12. При перемещении грузов машинист должен руководствоваться следующими правилами.

3.12.1. Работать краном можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик дает сигнал, действуя в нарушение правил сигнализации, то машинист по такому сигналу не должен производить требуемый маневр крана. За повреждения, причиненные действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность как машинист, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиком и машинистом должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал "стоп" машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подает.

3.12.2. Необходимо определять по указателю грузоподъемности грузоподъемность крана для каждого вылета.

3.12.3. Перед подъемом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и опускания стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне работы крана. Указанные требования машинист должен выполнять также при подъеме и перемещении грейфера.

Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1 м от уровня площадки. При работе крана людям запрещается находиться рядом с его платформой, а также выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатыми между поворотной и неповоротной частями крана.

3.12.4. Загружать и разгружать вагонетки, автомашины и прицепы к ним, железнодорожные полувагоны и платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем машинист должен предварительно убедиться.

3.12.5. Устанавливать крюк подъемного механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната.

3.12.6. При подъеме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200 - 300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего можно поднимать груз на нужную высоту.

3.12.7. При подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм.

3.12.8. Перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

3.12.9. При подъеме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.

3.12.10. При перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны, вагоны и др.

Укладка грузов в полувагоны, на платформы и вагонетки, а также снятие его должны производиться без нарушения равновесия полувагонов, вагонеток и платформ.

3.12.11. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.

Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ.

3.12.12. Перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т. п. и перед опусканием груза в них следует предварительно убедиться путем опускания свободного (ненагруженного) крюка в том, что при его низшем положении на барабане остается не менее 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

3.12.13. Укладывать и разбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы.

Необходимо внимательно следить за канатами. В случае спадания канатов с барабанов или блоков, образования петель или обнаружения их повреждений следует приостановить работу крана.

3.12.14. При наличии у крана двух механизмов подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма должен быть всегда поднят в наивысшее положение.

3.12.15. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

3.12.16. При работе крана с грейфером, предназначенным для сыпучих и кусковых материалов, не разрешается производить перевалку материала, наибольший размер кусков которого превышает 300 мм, а насыпная масса превышает величину, установленную для данного грейфера. Перевалка штучного груза может производиться только специальным грейфером.

3.12.17. Работа грейферных кранов допускается при отсутствии в зоне их действия людей, в т. ч. подсобных рабочих. Подсобные рабочие могут допускаться к выполнению своих обязанностей только во время перерыва в работе крана, после того как грейфер будет опущен на землю.

3.12.18. При работе крана с крюком опускать груз или стрелу необходимо только двигателем.

3.12.19. Опускать перемещаемый груз разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность его падения, опрокидывания или сползания. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности.

Укладку и разборку грузов следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы.

3.12.20. Кантовка грузов подъемными сооружениями может производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Такая работа выполняется по разработанной технологии с указанием последовательности выполнения операций, способа строповки груза и сведений по безопасному выполнению работ.

3.13. Производство работ подъемными сооружениями на расстоянии ближе 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи напряжением 42 В и более, должно выполняться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

Порядок организации производства работ вблизи линий электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих устанавливается приказом владельца крана.

3.14. Машинист не должен приступать к работе, если лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемными сооружениями, не обеспечило выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы, не указало место установки крана и не сделало в вахтенном журнале запись: "Установку крана на указанном мною месте проверил. Работу разрешаю" (дата, время, подпись).

3.15. При работе кранов на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением кранов ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а машинисти находятся в штате энергопредприятия, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается машинисту лицом, ответственным за безопасное производство работ подъемными сооружениями.

3.16. Работа кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

3.17. К выполнению работ во взрывопожароопасных зонах или с ядовитыми, едкими грузами машинист может приступить только после получения специального (письменного) указания от лица, ответственного за безопасное производство работ подъемными сооружениями.

3.18. При производстве работ машинисту запрещается:

3.18.1. Допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. В этих случаях машинист должен прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемными сооружениями.

3.18.2. Поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета. Если машинист не знает массу груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство подъемными сооружениями.

3.18.3. Опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана будет меньше массы поднимаемого груза.

3.18.4. Производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом.

3.18.5. Подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка.

3.18.6. Открывать крюком или грейфером груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами, залитый бетоном и т. п.

3.18.7. Освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т. п.).

3.18.8. Поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов.

3.18.9. Укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса или траншеи.

3.18.10. Поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, поддерживаемый руками.

3.18.11. Передавать управление краном лицам, не имеющим прав на управление краном, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без наблюдения за ними.

3.18.12. Производить погрузку и разгрузку автомашин при нахождении водителя или других людей в кабине.

3.18.13. Поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры.

3.18.14. Подавать груз в оконные проемы и на балконы без специальных приспособлений.

3.18.15. Поднимать груз непосредственно с места его установки (земли, площадки, штабеля и т. п.) стреловой лебедкой.

3.18.16. Пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов.

3.18.17. Работать при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах.

3.19. При возникновении неисправностей машинист обязан опустить груз, прекратить работу крана и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ подъемными сооружениями. Так же должен действовать машинист в следующих случаях:

  • при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для данного крана и указанную в его паспорте;
  • недостаточной освещенности места работы крана, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;
  • температуре воздуха ниже допустимой минусовой, указанной в паспорте крана;
  • закручивании канатов грузового полиспаста.
  1. Обязанности машиниста в аварийных ситуациях

 

4.1. При потере устойчивости крана (проседание грунта, поломка выносной опоры, перегруз и т. п.) машинист должен немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации.

4.2. Если элементы крана (стрела, канаты) оказались под напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи. Если это выполнить невозможно, то машинист должен покинуть кабину крана, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током (согласно руководству по эксплуатации крана).

4.3. Если во время работы крана работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями, машинист должен прежде всего принять меры по его освобождению от действия электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, и оказать необходимую первую помощь.

4.4. При возникновении на кране пожара машинист обязан немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.

4.5. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т. п) машинист должен прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кабину и уйти в безопасное место.

4.6. При возникновении других аварийных ситуаций машинист должен выполнять требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.

4.7. Если во время работы крана имели место авария или несчастный случай, то машинист должен немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемными сооружениями, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

4.8. Обо всех аварийных ситуациях машинист обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

 

  1. Обязанности машиниста по окончании работы крана

 

5.1. По окончании работы крана машинист обязан соблюдать следующие требования:

  • не оставлять груз или грейфер в подвешенном состоянии;
  • поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок;
  • остановить двигатель;
  • занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана.

5.2. При работе крана в несколько смен машинист, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

 

  1. Обслуживание крана и уход за ним

 

6.1. При обслуживании крана машинист должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.

6.2. Машинист обязан:

  • содержать механизмы и оборудование крана в чистоте и исправности;
  • своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов;
  • знать сроки проведения и результаты технических освидетельствований и технических обслуживаний (ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО) крана;
  • узнавать сроки и результаты проведения слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана, его отдельных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров.

6.3. Устранение неисправностей, возникающих во время работы крана, производится по заявке машиниста. Другие виды ремонта проводятся согласно графику планово-предупредительного ремонта.

 

  1. Ответственность

 

7.1. За невыполнение требований производственной инструкции и руководства по эксплуатации крана, машинист привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.2. Машинист обязан:

  • соблюдать требования по охране труда и промышленной безопасности;
  • проходить своевременно  инструктажи  по охране труда, стажировку на рабочем месте, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве и проверку знаний требований охраны труда и промышленной безопасности;
  • проходить обязательные: психиатрическое освидетельствование, предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры.
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

 

© ООО «АТКЕС» ИНН 3702661374 КПП 370201001 ОГРН 1113702036084

atkes.ru
Яндекс.Метрика Алиса это умеет