Стропы – это приспособления (стальные тросы, канаты, цепи, ленты), обеспечивающие подъем и перемещение грузов либо обхват объекта и надежное его удержание, гарантирующее сохранение заданного положения в пространстве.

 Стропы:

Стропы – это приспособления (стальные тросы, канаты, цепи, ленты), обеспечивающие подъем и перемещение грузов либо обхват объекта и надежное его удержание, гарантирующее сохранение заданного положения в пространстве. В альпинистском снаряжении это конструктивные элементы, позволяющие крепить и фиксировать страховочные веревки. Независимо от назначения изделий, оба конца каждого из них оснащаются петлями, кольцами, коушами, скобами, крюками и другими приспособлениями, помогающими при эксплуатации.

Главная задача строп – надежная фиксация перемещаемого либо транспортируемого объекта, обеспечивающая его сохранность и безопасность для окружающих. Их широко применяют производственные и сельскохозяйственные предприятия, газовая, нефтяная, лесная, строительная и другие отрасли промышленности. Также они необходимы при проведении погрузочно-разгрузочных мероприятий. Поэтому продукция должна быть качественна, долговечна, иметь хорошую гибкость и высокую несущую способность. Она стандартизируется и подлежит обязательной сертификации.

Стропы принадлежат к такелажному оборудованию и подвержены постепенному разрушению. Поэтому для продления срока их эксплуатации нужно равномерно распределять нагрузки и следить за появляющимися дефектами. Они могут иметь различную заделку концов (заплетку, опрессовку и т.д.), отличаться свойствами, устройством. Важно использовать их по назначению для рекомендуемых видов грузов и не превышать допустимые параметры. Качественная продукция всегда соответствует ГОСТ.

Также каждый строп обязан сопровождаться биркой с номером, на которой выбивается следующая информация: кем и когда он изготовлен, дата и место прохождения испытаний, на какой вес рассчитан. Допустимая масса может дублироваться цветовой окраской изделия либо его части. Но эксплуатация без бирок запрещена. Руководствуясь действующими стандартами, сегодня выделяют три основных категории строп. С учетом выбранного для этого материала они могут быть:

– канатными;

– цепными;

– текстильными.

 

Браковка стропов, нормы браковки цепных, канатных, текстильных стропов:

 

Браковка цепных стропов:

– отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;

– отсутствует или не читается маркировка на элементах стропа;

– разность длин ветвей стропа, при его свободном провисе более 15 мм;

– при удлинении звена цепи, звеньев навесных и подвесок более 5% от первоначального размера;

– при уменьшении диаметра сечения звеньев цепи и звеньев, навесных вследствие износа более чем на 8%;

– на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки.

 

Браковка канатных стропов:

– отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;

– узлы, перекручивание, перегибы и заломы на канатах;

– если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает (для стропов из каната двойной свивки) 3d – 4, 6d – 6, 30d – 16;

– уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более;

– уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более;

– уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждений сердечника;

– обрыв хотя бы одной пряди;

– выдавливание сердечника;

– повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда;

– деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%;

– трещины на опрессовочной втулке или изменения его размера более чем на 10% от первоначального;

– на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки;

– при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

– с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

– с крюками, не имеющими предохранительных замков.

 

Браковка текстильных стропов:

– отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе;

– узлы на несущих лентах стропов;

– поперечные порезы или разрывы ленты;

– продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа или единичные разрывы длиной не более 50 мм;

– местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине, в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва);

– местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов лент;

– поверхностные обрывы нитей лент общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием острых кромок груза;

– повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т. д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм;

– выпучивание нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;

– прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;

– загрязнение лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д. более 50% от длины стропа;

– расслоение нитей лент стропа.

 

Канатные стропы:

Канатные стропы – самая распространенная категория изделий. Их рабочее тело составляют канаты длиной 1-50 м, сплетаемые в стренги из многочисленных стальных проволочек с одинаковым диаметром. В зависимости от исполнения фиксирующих концевых петель они бывают спрессованными и заплетающимися, а учитывая задействованные ветви – одноветвевыми и многоветвевыми. Обычно один из концов стропа оснащается карабином, другой крюком. В многоветвевых моделях карабины соединяются в стальном кольце. Оптимальное количество веток и варианты захвата грузов подбираются для каждой рабочей ситуации.

Также в данной категории встречаются разновидности строп с кольцевым и двухпетлевым построением (чалки). Их используют отдельно либо объединяют в универсальные канатные узлы (УСК). Канатными стропами возможно перемещение любыми видами подъемных приспособлений как обычных, так и крупногабаритных либо особо тяжелых грузов (0.6 – 20 т), имеющих кольца, скобы, проушины. Поэтому они могут комплектоваться всевозможными захватами. Оборудование этой категории хорошо выдерживает резкие динамические нагрузки в широком температурном диапазоне (от -40 0С до +45 0С), а его запас прочности увеличен в 6,0 и более раз к расчетным усилиям.

Все модели канатных строп характеризуются надежностью, гибкостью и низкой ценой. У них равномерно вырабатываются составные элементы, однако существуют ограничения по использованию в агрессивных средах и для перемещения хрупких грузов. Также для них характерна большая собственная масса, расслаиваемость и неремонтопригодность. Маркировка продукции следующая:

– 1CK – изделие с одной канатной веткой, заплетенной или опрессованной алюминиевой втулкой;

– 2CK – модель с двумя канатными ветвями, используемая в складских такелажных работах;

– 3CK (4CK) – узел из трех (четырех) ветвей, эксплуатируемый на стройках и предназначенный для подъема грузов большой массы;

– СКП – аналог 1СК, но с ветвями в форме петель (УСК1);

– CKK – строп-кольцо с крепежом на своей же ветви (УСК2).

 


Цепные стропы:

Цепные стропы также широко применяемая категория, связанная в основном с погрузочными и строительными работами. Тела стропов – стальные цепи со сварными звеньями. Благодаря высокой прочности и повышенной гибкости ими могут перемещаться грузы, имеющие острые края и большую массу (от 1 до 67 т). Они выдерживают кислотную и щелочную среду, достаточно низкую и очень высокую температуру (от -45 0С до 400 0С), вплоть до открытого огня и других экстремальных факторов. Подвижность строповки позволяет применять ее в любых операциях, где работа с другими категориями строп невозможна.

Цепные стропы отличаются существенной массой, но возможно ее уменьшить, если использовать высокотехнологичные сплавы. Они безопасны, удобны в использовании, универсальны. У них специальное защитное покрытие и исключительная долговечность за счет возможности замены отдельных звеньев в случаях их растяжения или разрыва. Важен лишь своевременный контроль состояния стропы как визуально, так и с помощью замеров. Хорошие хозяева периодически проверяют шаг между звеньями и их диаметр.

Подобно канатным аналогам, цепные стропы бывают одноветвевыми и многоветвевыми, а также замкнутыми и кольцевыми. Их цена выше остальных категорий строп, но срок эксплуатации практически не ограничен, есть возможность корректировки длины ветвей (от 0.5 до 20 м). Также они легко очищаются и удобно складируются. Изделия имеют такую маркировку:

– 1СЦ – одноветвевые стропы (параметры указываются в паспортах);

– 2СЦ – усиленные двухветвевые изделия для перемещения очень тяжелых грузов;

– 3СЦ (4СЦ) – многоветвевые стропы, применяемые при перемещении нестандартных по форме грузов с максимальной безопасностью;

– УСЦ – универсальная кольцевая модель для экстремальных условий (перемещает трубы и грузы с острыми краями);

– ВЦ и ВЗ – ветви цепные и замкнутые.

 

Текстильные стропы:

Текстильные стропы – это наиболее современные и бережливые приспособления из прочных полиэстеровых материалов, имеющих ленточное (ширина 30 – 300 мм) или круглое (диаметр 6 – 90 мм) плетение. Они подходят для перемещения грузов любых размеров и веса, в том числе требующих особо бережного обращения: легко деформируемых, хрупких, недавно окрашенных и т.п. Прочная синтетическая ткань способна выдерживать очень большие нагрузки (0.5 – 15 т), но боится острых краев и шероховатых поверхностей. Поэтому стропы часто имеют специальные чехлы, предохраняющие их от истирания. Эти же аксессуары помогают защитить от случайных повреждений груз.

Текстильные стропы производят петлевыми, кольцевыми и круглопрядными. Они обладают небольшим весом и высокой гибкостью, могут использоваться в широком температурном диапазоне (от -60 0С до +100 0С), стойки к растворителям, нефти, большинству кислот, морской воде и щелочам. Изделия этой категории характеризуются высоким электросопротивлением и низким водопоглощением, а также минимальным растягиванием. Их оснащают двумя ременными слоями и защитной спецтканью в местах соединения с петлями.

Использование текстильных строп экономит время погрузки и разгрузки, позволяет максимально увеличить скорость выполняемых работ и качество их проведения. Приспособления имеют малый собственный вес, их легко транспортировать, им не страшны жара и холод, вода и свет. Также они значительно безопаснее в сравнении с альтернативными металлическими аналогами.

Кроме обязательных бирок у текстильных строп для определения грузоподъемности существует цветовая маркировка. Фиолетовым цветом окрашиваются стропы, выдерживающие до 1 тонны, зеленым – до двух, желтым – до трех. Серый цвет говорит о возможностях изделия поднимать 4 тонны груза, красный – пять, коричневый – шесть. Самые высокие показатели у синих и оранжевых строп. Они рассчитаны на 8 и 10 тонн соответственно.

 

Комплектующие строп:

Выполняя погрузочные либо строительные работы, стропы используют обычно с дополнительными приспособлениями. Они могут оснащаться:

– крюками – самыми востребованными элементами в погрузочно-разгрузочных работах. Их существует множество форм и модификаций;

– звеньями, используемыми для подвеса и соединяющими отдельные ветви (части ветвей) друг с другом;

– карабинами, выполняющими роль надежных крепежей с фиксацией;

– коушами – железными каплевидными кольцами с желобами, выгнутые края которых обвязываются веревкой;

– грузовыми захватами, позволяющими перемещать сложные и крупногабаритные грузы, наподобие листового металла, рулонной стали, труб, европоддонов, строительных плит и блоков. Это усовершенствованные виды крюков либо скоб, имеющие поворотные упоры, эксцентрики, вилы, зажимы, винты, клещи. Они не относятся к инвентарным изделиям и проектируются под заявленные требования;

– траверсами – съемными грузозахватными средствами, использующими соединенные друг с другом балки. Они бывают монтажными, магнитными, грузоподъемными, обычными и телескопическими. Ими перемещают контейнера, рельсы, трубы и рулоны, разгружают вагоны. Траверсы относятся к нестандартному оборудованию, изготавливаемому в индивидуальном порядке под нужды заказчиков.

 

Крюки и звенья для строп:

Крюки – надежные сцепляющие элементы, соединяющие груз со стропой. Бывают вилочные (открытые) и чалочные (с замыканием). Самые распространенные из них (SALK) имеют проушину и подпружиненную защелку. В пальце расположен шплинт. У других используется вилочное сопряжение, широкий зев без предохранительного замка, самозакрывающиеся петли, укорачивающая и ограничивающая конструкция. Есть крюки-вертлюги с подшипниками и крюки-чокеры округлой формы. Все разновидности изделий являются частями подъемного механизма, в состав которых входит легированная сталь.

Звенья бывают стропальными и стандартными соединительными по выполняемым функциям, разъемными (в различных исполнениях) и неразъемными по конструкции, а также овоидными, овальными (Ов) и треугольными (Рт) по форме. При их изготовлении применяется круглая сталь, соединяемая контактной сваркой или оплавлением, а производство регламентируется ГОСТ 25573-82.Также встречаются разновидности высокопрочных звеньев из специальных сплавов и винтовые восьмерки с талрепами, регулируемые по длине. Чтобы равномерно распределять нагрузку, иногда вместе со звеньями используются дополнительные кольца.

 

© ООО «АТКЕС» ИНН 3702661374 КПП 370201001 ОГРН 1113702036084

atkes.ru
Яндекс.Метрика Алиса это умеет