Для обнаружения изъянов рекомендуется периодическое применение дефектоскопов. Этот инструмент предназначен для:
- контроля уменьшения диаметра металлического сечения,
- обнаружения внутренней и наружной коррозии,
- отслеживания образования разрывов и износа отдельных элементов каната.
Повышенная тщательность нужна при проверке участков троса в местах:
- креплений,
- контакта с подвижными и неподвижными блоками конструкции,
- фиксации наибольшего износа внутренних элементов,
- на концах изделия.
Полная оценка состояния стропа возможна при использовании нескольких различных методов, представленных:
- косвенной методикой, предполагающей вычисление угловых и линейных повреждений структуры изделия;
- визуальной оценкой целостности видимых элементов специалистом;
- дефектоскопическим выявлением повреждений, благодаря воздействию ультразвуковым, рентгеновским и магнитным излучением;
- инструментальным измерением значений прямизны, изношенности проволок, диаметра сечения троса.
Отбраковка канатов
При определении безопасности использования грузонесущих элементов учитываются:
- изнашивание внутренних и внешних структур,
- количество и характер разрывов проволок на указанном промежутке изделия,
- местное уменьшение сечения троса и проволок,
- повреждения, вызванные коррозией,
- остаточное удлинение сравнительно с изначальной длиной,
- наличие зон скопления обрывов проволок,
- разрывы прядей,
- изменения длины витков и расстояния между ними,
- наличие типовых повреждений (изломов, выпячивания проволок, волнистости),
- деформации, вызванные перегревом или переохлаждением структур.
Поводом для незамедлительного вывода из эксплуатации каната являются:
- уменьшение среза наружных проволочек на 40% и более, независимо от длины изношенного участка;
- снижение или увеличение общего размера среза стропа на 7%, сравнительно с номинальным;
- повреждение сердечника на 10% от изначального диаметра или на 3% - для малокрутящихся тросов;
- обрыв и снижение прочности проволок, превышающее допустимые нормы;
- уплощение стропа по длине;
- повышенная волнистость, вызванная закручиванием продольной оси изделия по спирали;
- выпячивание трех и более элементов на промежутке, равном длине 6 диаметров каната;
- при образовании изломов, перекручивания, загибов, колышков, значительно снижающих прочность изделия.
Отбраковка тросов при различных условиях эксплуатации
Одной из причин отбраковки стального стропа является увеличение его длины более чем на 5%, сравнительно с рабочей протяженностью. Тросы, использующиеся на трущихся шкивах, удлиняются с достаточно высокой скоростью. Такая деформация может привести к выскальзыванию одного из стропов даже при оснащении шкива натяжным механизмом.
Отбраковка несущих тросов и оттяжек происходит при удлинении в процессе работы отрезка, длиной 6 диаметров, на 9%. Увеличение длины свидетельствует о наличии критических дефектов, способных стать причиной аварийного обрыва изделия.
Также причиной вывода из эксплуатации стального троса является обнаружение признаков теплового воздействия, представленных:
- изменением цвета определенного участка изделия,
- остатками сажи,
- расплавленными и обгорелыми элементами.
Подобные дефекты могут возникать под влиянием аварийных токов, брызг от сварки, воздействием раскаленного или расплавленного металла.
Стальные тросы, использующиеся в подъемных конструкциях закрытого характера, должны немедленно изыматься из работы, соответственно требованиям норм браковки, в случае:
- появления видимого изъяна наружных проволок в замке;
- изнашивания по высоте внешней проволоки более чем наполовину;
- обрыва 12-ти фасонных внешних проволок на всей рабочей длине изделия или 3 на участке, равном 30 диаметрам;
- выхода из замковой структуры одного из наружных элементов.
Выбраковка малокрутящихся грузонесущих элементов, использующихся в лифтовых устройствах, производится при обрыве 8 проволок на участке длиной 30 диаметров каната и 4 – на промежутке, равном длине 6 диаметров. При использовании двух канатов для крепления кабины возможна замена только более изношенного из них.
Соблюдение норм браковки стальных тросов поможет вам избежать аварийных ситуаций на производстве и обеспечит безопасность работы.