В промышленности перемещение крупногабаритных грузов обычно производится с использованием специальных многоветвевых строп. Для того чтобы нагрузка на каждую из ветвей была равномерной и высокой, в процессе их изготовления проводится расчет максимальной грузоподъемности. Именно ее нужно учитывать, выбирая многоветвевые стропы.

Правила расчета грузоподъемности строп

В настоящее время производство канатных приспособлений осуществляется по специальному ГОСТу 25573-82. В нем указывается стандартная грузоподъемность, которой нужно придерживаться при изготовлении многоветвевых строп.

Если поделить общую грузоподъемность на число канатных ветвей, то можно увидеть, что полученная величина выше грузоподъемности каждой отдельной канатной ветви. Чтобы разобраться в этом, нужно провести некоторые аналогии.

Самая простая – с ведром с водой. Представьте, что в каждую руку вы берете по такому ведру. Нагрузка тут возрастает за счет угла, который образовывают разведенные руки. С многоветвевыми стропами та же история. Их натяжение увеличивается при увеличении угла между ними.

Чтобы определить величину натяжения (S) для каждой из ветвей, нужно провести расчеты по формуле: S=Q/ (n*cos a), где:

  • Q – общая масса груза,
  • N – количество канатных ветвей
  • cos a – косинус угла наклона канатных ветвей стропа по отношению к вертикальной оси.

При этом важно понимать, что не только риск разрыва и натяжение зависят от увеличения угла наклона. Оно также может увеличить степень сжимающего усилия, направленного непосредственно на груз. Это в свою очередь может стать причиной его деформации.

Расчет прочности многоветвевого стропа

При производстве многоветвевых строп также рассчитывают и проводят испытания прочности путем воздействия статической нагрузкой. Чаще всего данные манипуляции проводятся в том случае, если ветви стропа расположены перпендикулярно друг к другу, то есть когда величина угла a составляет 45 градусов.

Представим, что у нас есть двухветвевой строп с массой груза в 1 тонну. Подставим имеющиеся данные в формулу, получаем следующее:

S=1000/(2*cos 45)

Произведенный расчет показывает, что каждая из ветвей стропа имеет нагрузку в 707 кг. Как только это число увеличится, работа с данным стропом может стать небезопасной. Хотя у всех видов строп имеется свой запас прочности:

  • 7 тонн для текстильных,
  • 6 тонн для канатных,
  • 4 тонны для цепных строп.

Рекомендации по использованию грузовых строп

Строго не рекомендуется создавать на стропы нагрузку, превышающую указанные нормы. Даже при наличии запаса прочности не существует гарантии того, что эксплуатация будет безопасной. Этот запас только помогает снизить вероятность повреждения или разрыва стропа, на который возлагается динамическая нагрузка. Последняя, кстати, может значительно превышать статическую. Например, особенно большой такая разница становится в случае резкого подъема груза или разрыва одной из ветвей стропа.

В процессе длительной эксплуатации, когда строп многократно используется при подъеме и перемещении грузов, меняется такой показатель, как усталость материала. В результате материал становится рыхлым, мнется и трескается местах соприкосновения с грузом.

С этой точки зрения более эффективными показывают себя текстильные ленты и стальные канаты. Это связано с тем, что они разрушаются постепенно. Таким образом, можно вовремя обнаружить повреждения и отреагировать. Крайне важно, чтобы запас прочности тут был достаточным. Только так можно быть уверенным в безопасности груза, поднятого в момент разрушения стропа.

Таким образом, не следует перемещать грузы массой, превышающей максимальную грузоподъемность строп. Это снижает срок эксплуатации стропов и увеличивает риск их преждевременного разрушения.

Именно поэтому при их покупке нужно брать в расчет массу груза и его габариты. Не менее важен в этом плане и способ строповки.

Рекомендации по строповке грузов

Следует помнить, что во время подъема, спуска или транспортировки грузов чрезмерно длинные стропы или стропы с большой грузоподъемностью могут приносить серьезные неудобства. Для эффективной работы со стропами нужно придерживаться следующих правил:

  • фиксировать груз, строго соблюдая схему строповки;
  • применять оттяжки по мере необходимости;
  • зацеплять стропы без образования узлов или перекручивания;
  • при фиксировании стропа следить за тем, чтобы крюк свободно проходил в зев петли;
  • используя многоветвевой строп, следить за степенью натяжения каждой ветви и за тем, чтобы они оставались перпендикулярными друг к другу;
  • фиксировать свободные концы многоветвевых строп так, чтобы они не касались окружающих предметов и людей;
  • снимать стропы только после того, как груз опущен, поставлен на площадку и закреплен.

© ООО «АТКЕС» ИНН 3702661374 КПП 370201001 ОГРН 1113702036084

atkes.ru
Яндекс.Метрика Алиса это умеет