От правильной оценки состояния стальных тросов напрямую зависит безопасность работников. Сроки её проведения: 1 раз в декаду или каждый раз перед началом использования подъёмных механизмов, а также при сертификации. Осмотры на предмет брака проводятся лифтёрами, крановщиками, машинистами, слесарями, электромонтёрами и инженерами. Применение дефектоскопов позволяет выявить ржавчину, потерю сечения, истирание и обрыв элементов.
Оценка брака: нормы для стальных канатов
При проверке состояния стальных тросов повышенное внимание уделяют проблемным зонам, включающим участки заделки концов, крепления, изношенные части и отрезки, проходящие через уравнительные конструкции.
Изделие не пригодно к дальнейшему использованию, если подпадает под такие нормы:
- На 40% и более уменьшилось сечение наружных проволок, независимо от протяжённости дефектной области.
- Присутствуют обрывы сердечника или его внутренний износ. Область повреждения составляет более 10% от номинального размера (для малокрутящихся изделий – 3% и более).
- Оборвана одна или несколько прядей.
- Диаметр троса увеличился на 7%. Происходит в результате набухания сердечника под действием влаги и его последующего замерзания.
- Изделие сплющилось по длине.
- Появилась волнистость, видимая по продольной оси. Особенно опасно, когда совпадает направление таких волн и свивки троса.
- Изделие расслоилось на участке, равном по протяжённости его шести диаметрам.
- Присутствуют заломы, перегибы, перекручивания, дефекты свивки корзинообразной формы.
- Разорваны 2 и более проволок на участке, равном по протяжённости шести диаметрам изделия.
- В пределах длины каната, равной тридцати его диаметрам, оборвано 16,6 % проволок (для грузолюдских и людских подъёмных установок) и 33,3 % проволок – для грузовых.
- Обнаружены признаки деформации под воздействием температуры – сажа, обугленность, изменение цвета.
- Изделие удлинилось на 0,5% от рабочего размера или более.
При внутреннем контроле брака необходимо проверять состояние смазки внутренних элементов и сердечника, учитывать степень коррозии, смятие и обрывы. Если для подъёма груза используется 2 каната одновременно, то каждый из них оценивается в отдельности. Замену отбракованных изделий проводят в кратчайший срок.
Браковка в зависимости от износа, коррозии
Визуально износ имеет такие признаки: исчезают впадины между проволоками, появляются плоские грани наружных элементов, изменяется цвет – появляется нетипичный металлический блеск. Канат бракуется согласно таких норм:
- уменьшился диаметр наружных проволок на 40 % и более;
- общий диаметр изделия уменьшился на 7% от нормы в результате истирания проволоки или повреждения коррозией, даже если нет видимых разрывов;
- уменьшилась толщина наружной проволоки в закрытых конструкциях на 50 % и более.
Длина изношенных и коррозионных участков не учитывается при оценке брака.