От правильной оценки состояния стальных тросов напрямую зависит безопасность работников. Сроки её проведения: 1 раз в декаду или каждый раз перед началом использования подъёмных механизмов, а также при сертификации. Осмотры на предмет брака проводятся лифтёрами, крановщиками, машинистами, слесарями, электромонтёрами и инженерами. Применение дефектоскопов позволяет выявить ржавчину, потерю сечения, истирание и обрыв элементов.

Оценка брака: нормы для стальных канатов

При проверке состояния стальных тросов повышенное внимание уделяют проблемным зонам, включающим участки заделки концов, крепления, изношенные части и отрезки, проходящие через уравнительные конструкции.

Изделие не пригодно к дальнейшему использованию, если подпадает под такие нормы:

  1. На 40% и более уменьшилось сечение наружных проволок, независимо от протяжённости дефектной области.
  2. Присутствуют обрывы сердечника или его внутренний износ. Область повреждения составляет более 10% от номинального размера (для малокрутящихся изделий – 3% и более).
  3. Оборвана одна или несколько прядей.
  4. Диаметр троса увеличился на 7%. Происходит в результате набухания сердечника под действием влаги и его последующего замерзания.
  5. Изделие сплющилось по длине.
  6. Появилась волнистость, видимая по продольной оси. Особенно опасно, когда совпадает направление таких волн и свивки троса.
  7. Изделие расслоилось на участке, равном по протяжённости его шести диаметрам.
  8. Присутствуют заломы, перегибы, перекручивания, дефекты свивки корзинообразной формы.
  9. Разорваны 2 и более проволок на участке, равном по протяжённости шести диаметрам изделия.
  10. В пределах длины каната, равной тридцати его диаметрам, оборвано 16,6 % проволок (для грузолюдских и людских подъёмных установок) и 33,3 % проволок – для грузовых.
  11. Обнаружены признаки деформации под воздействием температуры – сажа, обугленность, изменение цвета.
  12. Изделие удлинилось на 0,5% от рабочего размера или более.

При внутреннем контроле брака необходимо проверять состояние смазки внутренних элементов и сердечника, учитывать степень коррозии, смятие и обрывы. Если для подъёма груза используется 2 каната одновременно, то каждый из них оценивается в отдельности. Замену отбракованных изделий проводят в кратчайший срок.

Браковка в зависимости от износа, коррозии

Визуально износ имеет такие признаки: исчезают впадины между проволоками, появляются плоские грани наружных элементов, изменяется цвет – появляется нетипичный металлический блеск. Канат бракуется согласно таких норм:

  • уменьшился диаметр наружных проволок на 40 % и более;
  • общий диаметр изделия уменьшился на 7% от нормы в результате истирания проволоки или повреждения коррозией, даже если нет видимых разрывов;
  • уменьшилась толщина наружной проволоки в закрытых конструкциях на 50 % и более.

Длина изношенных и коррозионных участков не учитывается при оценке брака.

 

© ООО «АТКЕС» ИНН 3702661374 КПП 370201001 ОГРН 1113702036084

atkes.ru
Яндекс.Метрика Алиса это умеет