Стальные тросы предназначаются для перемещения различных видов грузов. Они закрепляются на различных подъемных машинах, в том числе и кранах. Стальные канаты должны быть надежно закреплены. Это исключает возможность обрыва или отсоединения от подъемного устройства.
Трос может крепиться пятью разными способами:
- на осях;
- на блочных механизмах;
- на крюках;
- на втулках;
- на крепежных пластинах.
Канаты соединяются с барабанами при помощи прижимных планок.
Конструкционные особенности тросов
Во время проведения такелажных работ предельно важно выбрать правильную модификацию. Для этого используется специальная маркировка. В ней указывается число проволочных прядей, количество прутков в одной пряди и количество сердечников. Есть некая закономерность — чем больше прутков необходимо для сплетения одной пряди, тем тоньше жилы в канатах.
Канаты с многожильными прядями (более 30) лучше всего выдерживают динамические нагрузки. К тому же, они более гибкие. Стержни одного сплетения состоят из одной пряди, двойного — из двух слоев, обвитых вокруг сердечника из металла или минерала. Для трехпрядных канатов используются несколько тонких тросов.
В качестве сердечника могут использоваться органические материалы: х/б ткань, манила, пенька или сизаль. Однако органика очень подвержена гниению и грибковым поражениям. Чтобы избежать этого, сердечники пропитывают специальной смазкой. Она продлевает срок службы стального изделия и дополнительно способствует минимизации трения между его составными элементами.
Также в работе такелажников активно используются типы буксировочных канатов, сердечник которых изготовлен из полиамидных нитей. Как правило, такие стержни имеют двухслойное устройство. При этом оба слоя, разделенные синтетическими нитями, не трутся друг о друга. Большим преимуществом стальных изделий такой конструкции является их относительно небольшой вес, что очень важно. В качестве металлических сердечников могут быть использованы изолированные пластины металла, проволока или лента, свитые в спирали.
В зависимости от уровня гибкости, тросы имеют три маркировки:
- с наименьшей степенью гибкости (сердечник из пеньки и 42 проволок);
- гибкие (72 проволоки, из которых предварительно выполнены отдельные пряди);
- обладающие повышенной гибкостью (сердечник из пеньки и 144 проволоки, предварительно свитые в 6 прядей).
Их использование зависит от определенного вида работ. Также каждая маркировка имеет свою степень устойчивости к динамическим нагрузкам.
Подробнее о концевых креплениях троса
В такелажных работах применяются различные соединения тросов с фиксирующими механизмами подъемной спецтехники. Среди них стоит выделить две основных группы – разъемные и неразъемные устройства. Стыковка без разъема – это глухое соединение, которое обеспечивается тремя методами:
- сварки;
- постановкой стального зажима;
- заливом легких сплавов в конусную втулку.
Разъемные крепления применяют для соединения с барабанным лебедочным устройством, кронштейнами, крюками. Для этих целей используют винтовые зажимные устройства разной конструкции — с учетом вида плетеного стерня, а также характера работ. Для предотвращения истирания захватных приспособлений используются коуши — металлические пластины изогнутой овальной формы с поперечным желобом.
Фиксация обжимным креплением является наиболее распространенным, прогрессивным методом концевого соединения. Такой вариант крепления можно использовать, если толщина плетеного каната не превышает 36,5 мм. Втулка изготавливается из упрочненной стали с добавлением алюминия. Конец каната проходит сквозь овальное крепление. После из него формируют петлю, которая вставляется с обратной стороны. Затем соединение плотно обжимается пластиной.
Винтовые фиксаторы — ещё один из способов соединения. Для этого нужны скобы U-образной формы и колодки. Фиксаторы используется в следующих технологиях:
- связка троса, состоящего из одной или нескольких прядей;
- создание прочного крепления к лебедке с использованием троса с комбинированным и крестовым плетением.
Концы каната прикрепляются к барабанам при помощи клинового зажима. При этом длина свободного конца должна быть в пределах величины двух диаметров).